Наша поездка в Свято — Павнутьев Боровский монастырь

В июле по благословению протоиерея Игоря (Дадаева)  наш приход посетил Боровский монастырь. Состоялась экскурсия и в музей «Русской иконы» на территории монастыря.

Музей «Русской Иконы» находится на самом нижнем ярусе в подклети колокольни. Вход в помещения музея «Русской Иконы»  расположен с восточной стороны колокольни.

Музей расположен в двух комнатах: в первой комнате представлены композиции касающиеся истории Свято-Пафнутьев Боровского монастыря — здесь наш приход  рассмотрел старые фото монастыря, некоторую богослужебную утварь, найденную на территории монастыря в период реставрационных работ 20 века, а также увидел место заточения знаменитого старообрядческого деятеля — протопопа Аввакума, во второй комнате собственно и разместился Сам Музей «Русской Иконы» — здесь по возможности представлены Иконы из ризницы монастыря. В музее Русской иконы в процессе осмотра собранных в нем иконописных композиций. Экскурсовод поведал основные отличия иконы от картины основываясь на уже готовых изречениях и цитатах знаменитых богословах, трудившихся на западе таких как Владимир Николаевич Лосский (1903-1958), Леонид Александрович Успенский (1902-1987), Павел Николаевич Евдокимов (1900-1970), Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), а также трудившихся в России богословов, именитых реставраторах и искусных иконописцах 19-20 веков. К примеру, монахиня Иулиания (Соколова) замечательно пишет об этом отличительном свойстве в своей книге «Труд Иконописца» – «Если картина, с внешней стороны, есть окно в мир вещественный, пространственный, то икона по внешней форме, есть тоже окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда плоскостность иконописного образа, нейтральные золотые фона и многое другое. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.» (Мария Николаевна Соколова) «Труд Иконописца» (часть третья. БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ – Картина и Икона).  Рассказал об особом приеме используемым иконописцами в создании иконы – обратной перспективе: Обратная перспектива, это древний прием, который используется в иконописи, с помощью него достигается эффект выталкивания, то есть это когда линии, определяющие центр внимания всей композиции на иконе, располагаются не уходящими за горизонт, как на любой картине, а наоборот, как бы выходящие из иконы и сосредотачиваются перед иконой, то есть на находящемся перед иконой, и именно этот эффект не позволяет углубляться в икону как в картину, а заставляет созерцать или предстоять иконе и чувствовать, как икона смотрит на тебя из мира духовного – вечного. «Если картина имеет в виду обычного зрителя, то икона предназначена лишь для молитвенно предстоящего пред нею верующего. Ее цель и назначение – помочь молитве молящегося» Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) «Труд Иконописца» (часть третья. БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ – Картина и Икона) ,ознакомил с тремя техниками иконного письма: Санкирная техника – это многослойное письмо, где первым на грунт наносится светлые основные тона, а затем их затемняют, придавая фигурам форму. Безсанкирная техника – это многослойное письмо, где первым на грунт наносится темные тона, а затем их высветляют раскрываю тем самым необходимые фигуры. Комбинированная техника – это санкирная и безсанкирная техника, применяемая одновременно. Было очень интересно ощутить  историю церковного искусства, формирование канонов иконного письма на «Трульском» соборе в 691—692, об иконоборческом периоде в развитии церковного искусства и седьмом Вселенском соборе 787 году, на котором определили правильное иконопочитание — почитать иконы также как святой Крест и святое Евангелие;  формирование русского иконостаса; узнать о русских канонах, утверждённых на стоглавом соборе 1551 году, о знаменитом деле дьяка Висковатого на соборе 1553 года, по поводу нововведений в иконописи после пожаров в 1547 году, о знаменитых иконописцах, о расцвете и упадке в иконном творчестве, об образовании основных иконных мастерских и школ, как более 700 икон Пресвятой Богородицы классифицируются на четыре основных вида. Познакомились с «Посланием Иконописцу» преподобного Иосифа Володского, ученика преподобного Пафнутия Боровского,   узнали — как иконам совершают почитательное поклонение и почему их почитают наравне со Священным Писанием. 
Поездкой остались довольны. Самые светлые, теплые воспоминания.

 

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители. Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории  монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания. Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

 

статистика просмотров(55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *